hippy_old (hippy_old) wrote,
hippy_old

В гостях у сказки

Сила джедая проистекает из физической силы, юный Скавокер!
                                    Йода-сенсей

(все фотографии здесь Мишины, снимались на мобилу)

Московский марш-бросок. ММБ. Те москвичи, что выбираются периодически из города с рюкзаком за плечами знают эти три буквы. Те, кто бывал там, на ММБ, знают их хорошо. Те, кто доходил до финиша - запоминают их навсегда.

Осень, вечер пятницы 24 октября 2008 года. Около полутора тысяч человек после рабочей недели, вместо того, чтобы вкусить заслуженный отдых, отправляются электричками на платформу 95 км под Шатурой. Мы едем вдвоём. Миша Голубев, опытный турист-горник и ваш покорный слуга, энтузиаст-отморозок составляют команду "Клан Такеда" (изначально планировалась чисто самурайская команда, оттуда и название). В километре от платформы - костры в лесу, место старта, выдача карт. Получаем карту первого этапа, отличную пятисотметровку и сюрприз организаторов - спутниковый снимок в качестве карты спецэтапа. Не долго думая, отправляемся в путь.

Вообще, Миша на ММБ впервые, а я уже был весной. Тогда я дошёл только до смены карт, это где-то треть дистанции. Сейчас, уже примерно представляя себе что меня ждёт, я планировал дойти хотябы до промежуточного финиша, это 2/3 маршрута. Такова была программа максимум. Особенно после того как выяснились данные о маршруте: 67 километров считая по прямым, смешанный лес с доминированием сосны, колючие кусты ежевики, заболоченные поймы водоемов с труднопроходимыми зарослями, броды глубиной до 1м (а местами, возможно, и глубже).

К экипировке на сей раз я подошёл гораздо умнее чем весной. Мы не планировали бежать сломя голову, потому собрали то, что потребное для жизни и передвижения в осеннем лесу с достойным комфортом: я надел термобельё, куртку и лёгкие сетчатые кроссовки. В рюкзаке 700 граммовый летний спальник, газовая горелка, сублиматы в качестве еды. Немного шоколада, глюкоза, энергетик в растворимых таблетках. GPS, компас хороший (а не как прошлый раз китайская фигня), ну и по мелочи всё, что необходимо.

ММБ начинается ночью. В этом есть особый кайф. Ночной старт сразу вводит тебя в иное состояние сознания, отключает от привычного городского бытия и погружает с головой в новое: в незнакомый лес, где фонарик выхватывает из темноты фрагменты непривычной реальности, где не знаешь что ждёт за поворотом, в руках карта, перед глазами компас, нужно идти не останавливаясь, быстро, сверяясь с картой, прикидывая маршрут и соотнося его с реальными препятствиями. Голубая линия на карте становится заболоченным ручьём по пояс, переходить его надо по скользкому шатком брёвнышку. Пунктиры просек пропадают, но неожиданно открываются тропы которых на карте нет. Но главной темой этого ММБ были конечно болота. Это Спарта Шатура... одно из самых заболоченных мест Подмосковья. Ещё на спецэтапе, сразу после старта, стало ясно: с сухими ногами следует распрощаться как можно раньше.

На спецэтапе сюрприз. Двух из тринадцати отмеченных на карте КП (контрольных пунктов) на самом деле нет, какаих именно - написанно на столбике, который на карте тоже обозначен. Быстро находим столбик где он и должен быть, но на нём только одно чисто, и это чисто 14. Решаем, что столбик не тот и битый час лазим по заболоченным окрестностям в поисках другого. Наконец, не без помощи коллег, понимаем, что это не цифра 14 это две цифры: 1 и 4! Ничего так шуточка, спасибо за неё организаторам! :о) Ну да ладно, берём на спецэтапе три КП,  решаем не терять там времени и выходим на основную трассу.

Я не буду описывать как оно всё было по порядку, всё равно всего не предать, опишу только некоторые моменты.

Леса очень красивые. Иногда встречались настоящие реликтовые заросли, огромные сосны, поваленные стволы, мягкий, глубокий мох, грибы, ягоды, в общем это была сказка. Местами сказка. Однако, в болотах она превращалась в быль :о) Не то, чтобы болота были особо опасные или глубокие, да и не сильно большие, откровенно говоря, но пробираться по колено в грязи, скакать с кочки на кочку, пытаться пройти по стволам поваленных деревьев, рискуя каждый миг подскользнуться и снова оказаться в грязи, было непросто.

Ручьи и речки. Их было много, их приходилось переходить либо вброд, что не очень приятно в такую погоду, либо искать переправы из поваленных деревьев. Переправы обычно находились, но хождение по ним стало отдельным приключением, снова, как и на болотах, риск нырнуть с головой был более чем реален.

Ночёвки. Мы решили не спешить, потому заночевали дважды. В первую ночь проспали 4 часа. Вернее я проспал, а Миша взявший вместо спальника поларовое одеяло, промучился: одеяло оказалось маловатым. Во вторую ночёвку он надел на себя всё, что у нас на двоих было, но ночь была холодней, так что утром мы отогревались горелкой прямо в палатке, а когда я пытался с утра поставить кипятить воду котелок пришлось держать двумя руками, потому что одна слишком тряслась от холода. Кстати о воде. Пить из болот не хотелось, а раскладка на сублиматах требовала минимум литр воды на ночёвку (ужин + завтрак), и это если без чая... Именно в посках места с более менее чистой водой мы прошли перед второй ночёвкой больше расстояние чем планировали изначально, что и позволило нам в результате прийти на промфиниш до 9 утра воскресенья, но об этом дальше.

Физуха. Я хотел было идти с привалами, но Миша предложил отдыхать только на КП, и я доверился его опыту. Так мы и шли, с короткими привалами на КП и ночёвками, в субботу сделали привал подольше и пообедали, так что темп получился не особо напряжённым, сил вполне хватало, Миша натёр мозоли, я обошёлся без особых мозолей, но к вечеру субботы у меня начали побаливать связки спереди голеней. Те, что поднимают носок стопы. Ложась спать я надеялся, что у утру они отдохнут... тогда я не знал, что именно это станет для меня главным испытанием похода.

И вот, утро воскресенья. Мы встаём в 6 часов, отогреваемся завтраком и затемно отправляемся к промежуточному финишу. Почти сразу снова попадаем в ледяную воду, за ночь подморозило и кое где на лужах тонкий ледок. Ноги у меня по прежнему болят, иду медленнее чем в субботу, но терпеть пока можно. Выходим на промфиниш в 8:30 утра, получаем карту последнего этапа. И тут я понимаю, что я даже не заметил как мы выполнили то, что я для себя определил как программу-максимум! Мы на промфинише, позади 2/3 дистанции, а впереди до финиша ещё почти день времени и километров 20 расстояния. Мы решаем идти.

Идём по наиболее "экономному" варианту: берём только один КП второго этапа, после этого выходим на хорошую дорогу и единственным препятствие на пути остаются километры. Вот только каждый шаг отдаётся в ногах болью. И с каждым часом эта боль сильнее. Стараюсь не отставать, Миша тоже не спешит. Делаем короткие привалы. Время для меня начинает растягиваться в бесконечность, пять минут кажутся часом. Достаю плеер и врубаю Maximum the Hormone на полную громкость, становится чуть легче, в голове только боль и какое-то безбашенное, отчаянное желание дойти.

Мы дошли. Последние километры перед финишем стали пыткой. Уже не вижу что вокруг, стараюсь только не потерять из вида Мишину спину, полностью забиваю на навигацию, думать ещё и об этом просто нет возможности, думаю только о том, что надо идти вперёд. О том, что сейчас, за несколько километров до финиша, сдаться уже просто невозможно, что дойти надо любой ценой. Стискиваю зубы и рычу. Хорошо, что моё лицо сейчас ни кто не видит. И вот в какой-то момент Миша сворачивает с тропы в заросли, в овражек, и я понимаю, что просто не смогу пройти за ним. Не смогу поднять ногу, чтоб переступить ветку или корень, не смогу спуститься со склона, но тут вдали между деревьев мелькает что-то красное... не знаю почему и как но вдруг я понимаю, что это не рюкзак или куртка идущего впереди... это финиш. Последние метры как во сне... странно, но откуда-то берутся силы чуть ускориться и попытаться обогнать идущую параллельным курсом другую команду :о) С трудом различаю человека со списками. Номер 676. Клан Такеда. Время финиша - 16:10.

Потом мы немного полежали на пенках. Сварили густого супчику на сублиматах и стали выбираться к станции. После небольшого отдыха ноги отказали почти полностью и оставшиеся 2.5 км до платформы я шёл уже с скоростью раненой улитки, однако с электричками возникла какая-то накладка, и в результате на платформе пришлось ещё подождать. Ехали в Москву мы все вместе, несмотря на то, что Миша и ещё встреченные уже по пути к платформе друзья по прошлым походам ушли вперёд.

Сейчас, когда я пишу это, я всё ещё не могу ходить. Взял больничный на несколько дней, буду залечивать ноги. Но знаете, я понимаю, что это не последний мой ММБ. Что весной я снова буду там. Не важно где это будет, неважно какая будет погода, какой маршрут... это будет ММБ. Не важно что там случится, выдержат ли ноги, дойду ли до финиша снова... это всё не важно. Важно просто сделать всё что можешь... ну или немного больше чем можешь... Это и называется ММБ.

Миша, ещё раз спасибо! Без тебя я бы не дошёл.

Вот ещё несколько фотографий красот, что там были:

Ну и моя физиономия на финише :о)

=== АПДЕЙТ ===

Ещё несколько фотографий, это уже с одноразового фотика, который таскал я: