hippy_old (hippy_old) wrote,
hippy_old

Северная Осетия 2009/10

Ну, вот и рассказ со множеством фотографий о том, как Новый Год встречали в Северной Осетии голые, лишённые перьев.

Первый день похода. Прибыли во Владикавказ. Погода волшебная: на ясном небе светит солнце, около +15.

Фото: неизвестный пограничник

По Военно-грузинской дороге, вдоль не полноводного зимой Терека забрасываемся к точке старта.
Дальше нам предстоит довольно крутой подъём, до места ночёвки нам надо набрать около 1000 м. высоты. Снега почти нет, склон травянистый но подниматься тяжеловато. К тому же у нас нет воды, спасают купленные во Владикавказе мандарины.

Наконец, выходим к месту ночёвки. Тут есть родник, но он полностью замёрз, так что на ужин топим снег, как и положено в горах зимой. Однако, образованное родником озерцо всё равно даёт повод для веселья: это же готовый каток, и мы устраиваем новогодние катания в темноте с фонариками и делаем несколько "светописных" фотографий.

Фото: Миша Голубев

С погодой пока не ясно что будет: сегодня был день ветренный, но над равниной дожди,есть надежда, что в горы дождевые облака не пойдут, но загадывать в горах погоду - дело неблагодарное. Ночью пока -6, собираемся спать.
За день было 8 переходов.

28 декабря 2009 г. 19:13

Ночь была тёплая, к утру больше 0. Были небольшие порывы ветра, но утром тепло и ясно, почти безветренно. Сразу быстренько забежали на гребень и встретились с пограничниками. Маленькая избушка, даже просто  сруб, и двое погранцов. Проверили у нас документы. Отношение к туристам доброжелательное, главное озаботиться заранее пропусками в приграничную зону. Дальше - длинный спуск по дорогам, на обед мы расположились на травянистом склоне под высушенном яркими лучами солнца. Очень тепло, обедаем раздевшись по пояс и босиком. Вокруг летает живая муха. Это в конце декабря! Спускаемся в долину Кармадон, проходим тот самый ледник, что сошёл здесь несколько лет назад. Каменное крошево так и лежит перегораживая почти всю долину.

Перебираемся по полуразрушенному мосту и снова идём вверх по дорогам, проходим погранзаставу, документы снова проверяют. Чуть выше опять пост в руинах старой башни и опять проверка документов.

Выходим к селению Тменикау и на подходе нас перехватывает местный пастух Коста и устраивает на ночёвку в небольшом домике в селении. В домике есть свет: тусклая лампочка и кровати с подушками. Ещё есть три ящика вкусных яблок и куча капусты не внушающая доверия.

Фото: Миша Голубев

С трудом угомонили гостеприимного деда и собираемся спать, а завтра может сходим радиалку к тёплым ванным.

Решили писать подробнее дневные переходы:
20+30 минут до погранцов
20+20 до дороги
30 по дороге
25 до обеда
40 через селение Горная Саниба в обход водораздела Кармадона и Геналдона
30 до заставы
20+20+10 до селения Тменикау

29 декабря 2009 г. 18:40

Сегодня радиалка на горячие источники. Вышли налегке, погода хорошая, но дорога сложная: колея кончается быстро, дальше тропы: то по снегу, то по валунам, то сыпухи то ручьи. Идём быстро, с одним привалом 3 часа хода. Я отстал конечно, и когда дохожу, наконец, до ванн остальные уже отмокают.

Ванные образуются горячими ключами минеральной воды. На вкус она солоновата, похожа на Кармадон из бутылок (что не удивительно). У источников несколько ванн. Одна совсем горячая, несколько прохладней. В одной из ванна температура идеальная, можно лежать часами,чем мы с удовольствием и занялись.

Ванны на склоне ущелья, дальше - внушительный ледник, внизу шумит река, по крутому осыпному склону напротив то и дело сходят небольшие камнепады. Самое сердце гор. Лежу в ванне, смотрю то на голубое небо, то на снежные вершины и острые хребты. Мысли уносятся проч, а движения становятся не торопливыми. Счёт времени теряется и хочется лежать так всю зиму.

Однако, пора возвращаться. Сто стороны долины набегает по ущелью облачко, его проскакиваем, но ниже вё залито молочным белым морем. Спускаемся быстро, без привалов, видимость в облаках метров 10, а ниже облака ещё сгущается и на горы опускаются сумерки, видимость падает до нуля. Фонарики выхватывают из молочного сумрака метр тропы по ногами, по фонарям видим друг друга. До селени доходим уже в полной темноте и по прежнему в тумане.

Тяжёлые переход, но они того стоили. Ванные волшебные.

Фото: Стас Суслов

Переходы в этот день:
3 часа туда с одним привалом
2 ч 40 минут обратно без остановок

30 декабря 2009 г. 19:05

Начали день без особых приключений. Кое где о тропам, кое-где по снегу сантиметров 20 глубиной выходим в долину Медаграбиндон. Выполняем часть культурной программы: осматриваем "город мёртвых".

Необычно, чувствую себя почти в Тибете. Погода тёплая, но облачно. Временами проясняется но не на долго. Заходим в селении Дагавс в магазин, дальше по дороге нас немного подбрасывают на машине. Идём снова вверх в поисках коша для ночёвки, но ничего подходящего нет и мы ставимся просто  на склоне повыше, около 2010 метров :о) на полянке у ручья. Вид отсюда должен быть волшебный, но пока облачно и мы в тумане ужинаем и ложимся спать.

Переходы:20+30+30 до метеовышки
30+20+20 до долины
10 до "города мёртвых"
10 до магазина
машина
25+25+25 до ночёвки

31 декабря 2009 г. 22:30

Фото: Миша Голубев

Сегодня радиалка на гору Тбаухох (3007 м.) и Новый год. Подъём на вершину был для меня непростой, но очень разнообразный и интересный. Были и травянистые склоны, и снега, и сыпухи, и немного скал. Вид с вершины того стоит. Во всей красе предстаёт Казбек, многочисленные вершины Кавказских хребтов.

С утра лагерь был в тумане, но на подъёме мы быстро поднялись выше облаков и на вершине солнечно. Спускаемся немного другим путём и по дороге устраиваем на сыпухпах охоту на ископаемых тварей.ээ

Тут их полно: и ракушки, и губки, и ещё кто-то совсем непонятный:

В лагере потихоньку готовимся к встрече Нового года, погода солнечная, тепло и тихо. Новогодний стол ломится яствами: коммунизм на сало и икру. Записываем традиционное обращение президента. А ещё сегодня лунное затмение. Прямо сейчас. Пойду погляжу ещё раз и спать, день был длинный.

1 января 2010 г. 18:40

С утра снова замечательная погода: светит солнце, тепло. Собираемся и без особых приключений траверсируем к перевалу. Хотя одно приключение было: я потерял куртку плохо привязанную к рюкзаку. Пришлось бегать за ней почти переход назад. Будет мне наука. За перевалом на дороге нас подбирают погранцы и подвозят прямо в селение Феагдон. Один из пограничников - старый знакомый: проверял у нас документы несколько дней назад. В селении ищем осетинские пироги, но пекарня закрыта. Привал у магазина и вперёд, дальше в горы.

Мимо красивых развалин крепости поднимаемся повыше  к истоку ручья и ставимся  в очень живописном месте, среди огромных валунов.

2 января 2010 г. 18:50

Сегодня мы разделились. Ребята ушли на гору, а я остался побродить вокруг лагеря и поиграть на дудке. По прежнему тепло, но ветрено. Весь день порывистый ветер со всех сторон, к вечеру усиливается,приходиться основательно укреплять палатку. Я сходил чуть выше лагеря, погулял по огромному лабиринту принесённых древними ледниками валунов размером с автобус. Ещё засветло возвращаются друзья, говорят подъём был очень тяжёлый, правильно что я не пошёл. Кто бы сомневался :о) Ужинали под аккомпанемент всё усиливающегося ветра.

3-5 января

Сегодня снова ветрено, хоть и не так как ночью. Мы снимаемся и очень длинным перевалом перевалом с сильной пургой на вершине переходим в долину Ардон.

Спуск по ней очень живописный. долина уютная. почти дикая, встречается и лес и валуны и поляны.

Ниже находим аул и ночёвку у гостеприимной женщины Агни. Домик с печкой, свечкой и керосинкой. Нынешний аул - пара жилых домов, примыкает к живописным руинам древнего поселения. Склепы, развалины домов и башен. С холма, на котором стоит поселение, открывается волшебный вид: долина многоуровневая, богатая рельефом.

Спускаемся вниз, по пути часто останавливаемся полюбоваться её красотой. Долина правда чудесная, а мы уже никуда не спешим. Выходим потихоньку к Транскавказской магистрали и пару часов мёрзним ожидаю машину до Цеи.

Хоть внизу по прежнему сухо, выше, говорят, снега выпало столько, что закрыты перевалы на Транскаме. По мере приближения к Цее становится понятно, что ждёт нас снежная сказка. На деревьях снежные шапки, кругом белым-бело. Добираемся до места  и заселяемся в домик с администрацией, фельдшерским пунктом и общительными милиционерами интернационального состава. От снегопада гаснет свет, горячая вода есть, но не всегда, однако для нас комфорта больше чем достаточно. Утром снегопад прекратился и мы отправились покататься.

6-9 января

Свет (и подъёмник) починили только через день, так что на лыжах катались только 3 дня, но склон там простой и короткий, так что больше там кататься уже и скучновато пожалуй.

В день отъезда прогулялись налегке к Цейском леднику, по заснеженному заповедному ущелью. Очень красиво: разнообразный лес, валуны и речка. Ледник красивый, хоть прямо до него и не дошли, времени уже не оставалось.

На обратном пути заходим к местным духам в святилище:

В Северной Осетии конечно христианство, но очень-очень своеобразное :о) Святилище в волшебном месте, и на обратном пути выглядывает солнце, на прощание наслаждаемся чудесным искрящимся снегом.

А дальше - на машине во Владикавказ, где наконец отъелись настоящими осетинскими пирогами, заказав столько за раз, что пришлось ещё с собой брать остатки и доедать уже в поезде.